Школа Дизайна Моды

        
новости
MMM

уход или исчезновение Маржеллы? о нем никто никогда ничего не знал и не узнает. 

После прошедшего сезона Недель моды главной новостью стала не провальная коллекция юной старлетки для французского Дома и не пьяная выходка очередной знаменитости на вечеринке после шоу, но весенний показ Maison Martin Margiela.
Весьма пространное заявление главного акционера компании, владеющей Домом MMM, о том, что Мартина Маржьела “давно нет в компании” в какой-то мере положило конец затянувшейся игре в “кошки-мышки”, но не рассеяло сомнения поклонников, а, скорее, еще больше взволновало их. Почему отсутствие лидера в компании, в основу которой положено понятие анонимности, вызвало такую бурю эмоций?
Когда в 1988-м Маржьела основал свой Дом, думал ли он о том, что анонимность превратится в культ, гораздо более сильный, чем культ многих востербованных дизайнеров-звезд? Или, работавший у Готье в 1980-х, он просто устал от славы и чрезмерного внимания к персоне дизайнера и хотел, чтобы люди сосредоточились на одежде, а не на авторе? В одном из ранних официальных заявлений говорится также и о том, что Маржьела как никто верил в силу коллективного творчества: “Вещь или коллекция одежды непременно являются результатом работы многих умов, сердец и рук. Дизайнер может донести свою точку зрения через свою работу и работу его коллектива. Верно и то, что задействованные в процессе создания коллекции люди - ассистенты, закройщики, портные, отдел продаж - вкладывают частицу себя в общее дело”.
На протяжении 20 лет Маржьела постепенно строил свою империю, завоевывая любовь, преданность и лояльность своих клиентов. Начиная со дня основания бренда, анонимность, обезличенность была неотъемлемой частью ДНК Maison Martin Margiela. Она распространялась на мельчайшие детали: адреса магазинов никогда не упоминались в телефонных книгах, а найти их было не всегда просто; униформа сотрудников выглядела словно медицинские халаты; все поверхности в магазинах были идеально белого цвета; линии назывались цифрами, а на упаковке и пакетах никогда не было логотипов и имен. Маржьела чаще других закрывал лица моделей на показах, рассадка на которых была спонтанной - кто не успел, тот опоздал. На фотографиях в лукбуках черты лиц моделей неясны, размыты, их глаза перечеркнуты черным маркером. Ну и, конечно же, на все запросы и во всех интервью использовалось исключительно местоимение “мы”. Все это привело к тому, что отсутствие явного лидера приравнялось к присутствию, если не стало значить больше него. Уставшие от громких логотипов на каждом шагу люди с радостью становились преемниками этого культа, принимая правилы игры с неподдельным удовольствием. Спекуляции на тему того, существовал ли когда-нибудь Мартин Маржьела, какого он пола и не умер ли вообще, только подливали масла в огонь. Четыре белых стежка стали навязчивой идеей.
Проблемы начались в 2002, когда зацикленный на бизнесе владелец компании Diesel Ренцо Россо приобрел в свою коллекцию марку Maison Martin Margiela. Даже сейчас это звучит, как неудачная шутка. О том, что с новым руководством у дизайнера не складываются отношения стало понятно ближе к 2005, а после осенней коллекции 2006-2007 и весны 2007 вовсю поползли слухи. Модная общественность изо всех сил пыталась уловить малейший признак (или призрак) присутствия Маржьелы. Рецензии на весну 2007 были весьма сдержанные, помимо некоторого удивления Сары Мауэр (Style.com) от более доступной формы презентации коллекции (простой показ со стандартными моделями вместо шоу) и чрезмерной приближенностью ее к реальной жизни (“Маржьела перестает быть маргиналом”). Даже неподготовленный зритель может отметить сильнейший сдвиг, произошедший в это время. Тонкость, глубина, при которых вещь считывается сразу на нескольких уровнях, детальная проработка образов исчезли из коллекций последних четырех лет, вместе с тем он стали “плоскими” и бедными по фактуре. Из всего богатства приемов интеллектуальной игры, бывшей фирменным стилем MMM, остался в основном гротеск и неприкрытая ирония как самые понятные массовому покупателю черты бренда.


Именно в этот момент анонимность потеряла свою привлекательность, став непроницаемой стеной между поклонниками дизайнера и Домом Maison Martin Margiela. Официальные комментарии представителей бренда не добавляли ясности:
“(Об уходе Маржьелы) Никогда не говори никогда, но я не могу представить себе такую ситуацию. Я очень люблю его”, - Ренцо Россо, июнь 2008.
“Мы счастливы работать с Мартином, но он сформировал очень сильную команду и сосредоточился на специальных проектах, но не на коллекциях одежды”, - заявление Дома Maison Martin Margiela, октябрь 2008.
“Он все еще занимает свою должность, но не сидит в студии по восемь часов в сутки... Мы считаем, что наш бренд - вселенная, которая должна расширяться”, - Джиованни Пунгетти, март 2009.
В июне 2009 количество слухов достигло своего апогея: “Куда исчез Мартин Маржьела? Мы начинаем волноваться...” - Guardian, июнь 2009.
“В отсутствии внятного заявления Дома MMM, единственным доказательством присутствия или отсутствия Маржьелы в команде дизайнеров становится наличие великолепной интеллектуальной игры и тонкого ума в его коллекциях. Грустно, но на этот раз все это ушло”, - Сара Мауэр о коллекции осень-зима 2008-2009.
“Загадка все еще не разрешена, но очевидно, что слухи о том, что культовая личность более не с нами, получили подтверждение”, - JC Report, июнь 2009.
Ответили ли на это представители Дома? “Мы ничего не подтверждаем и не отрицаем”, - Maison Martin Margiela, июнь 2009.


В преддверии показа весна-лето 2010 желание услышать правду стало трудно игнорировать. После провальной коллекции, получившей худшие отзывы от критиков и фрустрированных поклонников, молчать более не представлялось возможным.
“Мартин Маржьела не с нами на протяжении долгого времени... У нас совершенно новая команда. Мы фокусируемся на молодой, творческой энергии. То, что вы увидели сегодня - это Margiela 2015-го года”, - заявление Ренцо Россо после показа весна-лето 2010.
Куда пропал Мартин Маржьела? Когда в действительности ушел дизайнер - в 2006 или в тот момент, когда в каждом department-store появилось по рейлу с неоновым трикотажем плохого качества, а в каждой коллекции - бесконечные телесные леггинсы и боди с накладными плечами? Что значит “Маржьела 2015 года”? Пятилетний бизнес-план Россо?

Многие магазины отказались закупать новую коллекцию MMM. Некоторые стилисты и журналисты также игнорируют марку.
Хайдер Акерманн и Раф Симонс отказались занять предложенную им должность Мартина Маржьелы по экономическим и этическим соображениям.
Мне бы не хотелось строить безосновательные версии на этот счет. Мне, скорее, хочется верить, что начатое Мартином дело не пропадет стараниями Россо или любого другого управляющего компании, ставящего во главу угла прибыль в ущерб творческой энергии. Мы знаем немало примеров, когда культовый бренд выживал без своего лидера, и, я надеюсь, это именно такой случай.


 

Copyright © Helen. All rights reserved.
При полном или частичном использованим материалов сайта, ссылка бязательна.
Сделано в студии Артграфик
Завершено в MIXTOVISUAL